МБУ ДО "СШ "Шилово"

Методические разработки

Методическая разработка старшего тренера-преподавателя отделения Легкая атлетика Новиковой Ирины Алексеевны

ТЕМА: Подготовка эстафетной команды 4х100м.

ВВЕДЕНИЕ

   Эстафетный бег, как тренировочное средство, широко используется в подготовке сильнейших спринтеров мира. Данный вид легкоатлетической программы пользуется большой популярностью у зрителей. Главной предпосылкой для достижения высокого результата в эстафетном беге 4х100 м является умение спортсменов передавать палочку на максимальной скорости.  Сложность же заключается в необходимости произвести передачу в ограниченной двадцатиметровой зоне (принимающие эстафету на втором, третьем и четвертом этапах имеют право начинать разбег за десять метров до начала зоны передачи). Практически передача эстафетной палочки должна происходить в момент, когда скорости двух бегунов сравниваются.
Эти материалы совершенно не претендуют на какие-либо открытия. Большинство их взято из журналов “Лёгкая атлетика”, из статей тренеров сборной команды России Г. Н.  Жубрякова, В. Н.  Маслакова и др., а также из моего личного опыта, как  тренера. Целью  написания было систематизировать и собрать воедино анализ зарубежного и отечественного опыта, сведения из печати и собственные исследования по методике подготовки в эстафетном беге. Эстафетный бег 4×100метров - один из  47 видов  легкоатлетической программы. Проводится только в летнем сезоне на 400 метровой дорожке стадиона. Эстафета 4×100 метров входит в программу Олимпийских игр у мужчин с 1912 года и у женщин с 1928 года. В программу летних чемпионатов мира и Европы входит с самого начала.

 

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ

     Основной аспект в подготовке эстафетной команда состоит в том, чтобы весь тренировочный процесс увязать построить таким образом, чтобы эстафетная работа не мешала готовиться к личному виду бегунов на основной дистанции и чтобы, наоборот, подготовка к своему виду не мешала подготовке эстафетной команды. Тренеры имеют широкие тактические возможности, распределяя спортсменов на этапах в зависимости от их силы и навыков. Так на первый этап лучше ставить специалиста хорошего старта, кто хорошо бегает короткий спринт в 60 метров, на прямом и самом длинном втором этапе хорошо может выступить специалист в беге на 100 метров, на третий этап бывает выгодно поставить специалиста в беге на 200 метров, который хорошо проходит вираж. Обычно принято ставить самого сильного спортсмена на последний этап.

    Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов.     Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

 показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

 надежность передачи эстафетной палочки;

 согласованность действий партнеров команды;

 целостность единого коллектива.

   Очень важно понять, что эстафета – это гораздо больше, чем бегущие вместе 4 бегуна. Эти четверо должны быть объединены в равнодействующий союз, который в дополнение к быстрому бегу должен сделать гладкую эстафетную передачу. Для достижения этого требуется запланированная упорная работа и сосредоточенность бегунов и тренера. Результат в эстафетном беге 4Х100 метров зависит не только от индивидуальной беговой подготовленности, но и в значительной мере от совершенства и мастерства взаимодействия команды. Нужно учитывать, что совершенствование техники эстафетного бега, должно проводиться в правильном скоростном режиме. Очень важно учитывать, в каком состоянии находится спортсмен: сумел ли он восстановиться от предыдущей нагрузки. Идеально передача палочки происходит тогда, когда скорости двух бегунов сравниваются, а это теоретически происходит на 15-17 метре в коридоре. Это даёт возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость.

  На основании практического опыта работы было установлено, что для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины  «форы». От величины «форы» во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное взаимодействие бегунов в зоне передачи эстафетной палочки. 

В первую очередь такими показателями являются: 
-    разность времени входа в зону передачи между принимающим и передающим;
-    место передачи эстафетной палочки; 
-    время пробегания принимающим 20-метровой зоны передачи схода;
-    время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

    При совершенствовании техники взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи необходимо использовать конкретизированные целенаправленные установки, как для передающего, так и для принимающего. Необходимость конкретных установок, определяющих все действия бегунов, продиктована не только ограниченной зоной, но и необходимостью для обоих бегунов управлять своими действиями на высоких скоростях в
конце зоны передачи. Это исключает возможность любых вариаций и предъявляет к бегунам требования по абсолютно точному выполнению запланированных действий при передаче эстафетной палочки.

  Для совершенствования технических действий и создания высокой надежности взаимодействия бегунов в зоне передачи за счет уменьшения или увеличения «форы» искусственно создавать экстремальные ситуации в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки, с целью моделирования всех действий обоих бегунов. Для этого на специально-подготовительном и соревновательном этапах подготовки один раз в неделю «проигрывать» в парах передачу эстафеты за счет разной скорости принимающего и передающего бегуна с коротких отрезков.

  1 вариант:  за счет максимальной скорости бега обоих бегунов.
  2 вариант:  за счет уменьшения «форы». В этом случае у принимающего бегуна максимальная скорость бега, у передающего - 90-95 %.
  3 вариант: за счет увеличения «форы». В этом случае принимающий бегун выполняет  стартовый разгон с интенсивностью бега 90 – 95 % , передающий выполняет  бег с короткого разбега с интенсивностью 100 %.
 4 вариант: за счет скорости бега обоих партнеров с интенсивностью 90 – 95 %.
 5 вариант: за счет передачи эстафетной палочки без сигнала. В этом случае принимающий   бегун выбрасывает руку для приема на запланированном месте, а передающий должен передать палочку на расстоянии вытянутых рук.
  Все эти вариации возможны в том случае, если бегуны достаточно надежно провели совершенствование всех технических действий во время передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне.   

При обучении следует обращать внимание на исправление наиболее распространенных ошибок:
1)      Принимающий начал бег прежде, чем передающий достиг контрольной отметки. Эта ошибка вызвана в большинстве случаев тем, что бегун плохо видел отметку или ориентировался на бегуна, а не на постановку его ноги на дорожку.
2)      Принимающий после команды передающего, а иногда идо нее замедлил бег. Это происходит из-за того, что бегун чрезмерно акцентируя свое внимание на команде, теряет контроль за скоростью бега.
3)      Передача не состоялась. Причин может  быть несколько:
-         передающий бегун снизил скорость бега после команды, не учитывая, что с каждым мгновением скорость стартующего спортсмена увеличивается;
-         принимающий бегун при отведении руки назад двигает ее влево или вправо, ища палочку;
-         при передаче, когда скорости бегунов уравнялись и был упущен момент для команды. Расстояние между спортсменами увеличивается и передающий не в состоянии догнать партнера;
-         спортсмен в азарте соревновательной борьбы смещается во время бега на втором этапе к внутренней части дорожки или на первом и третьем этапах в момент передачи эстафеты при выходе из виража бежал ближе к внешней линии дорожки; бегун, стартующий на втором или четвертом этапе занял левый край дорожки и во время разбега не сместился вправо, а бегун, стартующий на третьем этапе не принял влево;
-         спортсмены на втором и третьем этапах не предпринимают никаких мер, чтобы для стартующего на четвертом этапе осталось место для хвата эстафетной палочки;
-         передавать эстафетную палочку необходимо вытянутой рукой. 

  Специфика эстафетного бега предъявляет ко всем бегунам повышенные требования как к физическому состоянию, так и к выполнению ряда сложных технических приемов в процессе передачи эстафетной палочки.

И прежде всего:
-   к скоростной выносливости бегунов (длина этапов в эстафетном беге больше 100м);
-  к точности и быстроте двигательной реакции по зрительному восприятию,  особенно на движущийся объект (начало бега – точно при пересечении передающим бегуном контрольной отметки);
-  к старту и стартовому разгону принимающего бегуна на 2-м, 3-м и 4-м этапах  (неудобство исходного положения эстафетного старта);
-  к умению передающего во время максимального бега воспринимать расстояние до принимающего для своевременной подачи сигнала голосом (за  2-2,5 м);
-  к координационным способностям  спринтеров во время взаимодействия в  ограниченной 20-ю метрами зоне (прием и передача эстафетной палочки на максимальных скоростях обоих бегунов на расстоянии вытянутых рук, быстрота
и точность передачи);
-  к психологической устойчивости спринтеров (взаимодействие на высокой скорости бега в конце 20-метровой зоны передачи);
-  к соревновательной деятельности бегунов в эстафетном беге (умение видеть на беговой дорожке только своего партнера, реагировать только на его действия и сигнал).

   Рассмотрим основные виды передачи эстафеты, их преимущества и недостатки. Критериями для предпочтения того или иного варианта техники могут служить: длина дистанции, пробегаемая спортсменами, а также то, насколько удобно принять - передать эстафетную палочку.  Существует два основных способа передачи палочки. В первом случае палочка передаётся сверху-вниз в открытую ладонь (так обычно передают сборные США) и снизу-вверх (сборная СССР, России). При технике «сверху-вниз» несколько выше вероятность потерять палочку при передаче, при технике «снизу-вверх» при перехватывании от этапа к этапу может «кончиться» длина палочки и на последнем этапе возникнут проблемы с передачей. Наиболее распространённая ошибка, которая приводит к дисквалификации команды — передача палочки за пределами коридора. При потере палочки спортсмен может подобрать её и продолжить дистанцию с того же места, где он её покинул, и не должен за счёт этого сокращать дистанцию.

   При оптимальной технике передачи результат в эстафетном беге у высококвалифицированных бегунов должен быть на 2,50 -3,00 сек. (доктрина В.Маслакова) лучше, чем сумма результатов 4 бегунов в беге на 100 метров, показанных каждым из участников эстафеты. Этот показатель для контроля эффективности эстафетной техники должен быть незыблемым. Я, как тренер, готовлю  эстафетную команду Шиловского района юношей с  2008  года. На  Спартакиаде учащихся Рязанской области 23 мая 2009 года команда юношей заняла 3 место. Там же все участвовали в беге на 100 м. Результаты спортсменов: А.Власкин – 11,8; Р.Соболев – 12,5; А.Тимофеев – 12,5; М.Мохначев – 12,8. В сумме их личные результаты составили 49,6сек. Итоговый результат в эстафетном беге был 46,5сек., т. е. – 3,1 сек. Идеально! Проведено было 12 тренировок.   Я считаю, что выигрыш времени в эстафете происходит не только за счёт бега сходу, но и потому, что при передаче появляется “свободное пространство” (примерно 1,00 м – 1,3 м) за сёт того, что спортсмен, передающий палочку, вытягивает руку вперёд, а принимающий отводит руку назад.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА

1.  Подготовительные упражнения для тренировки в эстафетном беге 4х100м:             
   - стартовое ускорение с высокого старта;
   - старт с опорой на одну руку (попеременно правую и левую);
   - старт с опорой на руку, взгляд направлен в сторону-назад;
   - бег с низкого старта с эстафетной палочкой.
  2. Упражнения для обучения технике приема и передачи эстафетной палочки: 
   - бег с высокого старта при следующем упражнении. Катящийся мяч достигает определенной отметки, т.е. отметки «готов» и «марш», расположенных на расстоянии 7 м (от линии «готов» до линии «марш») и на расстоянии 8 м от линии «марш» до стартовой линии. Если мяч достигает только линии «готов», бегуны стоят на месте. Когда же мяч достигнет отметки «марш», вся группа начинает бег с высокого старта.
   - имитация приема эстафетной палочки на месте.  Под команду «раз-два-три-четыре!» бегун отводит правую или левую руку назад с раскрытой ладонью, пальцы выпрямлены. Передающий вытягивает вперед руку движением снизу- вверх, вкладывает эстафетную палочку в кисть принимающего;
   - имитация приема и передачи палочки. Спортсмены располагаются в шахматном порядке на расстоянии 1-1,5м друг от друга. Правая или левая нога согнута, движение рук как при беге. Палочка передается по команде спортсмена, стоящего сзади, из правой руки в левую, далее в правую и т.д.
   - прием и передача палочки с партнером или всей командой в разминочном беге;
   - прием и передача эстафетной палочки с партнером в беге с ускорением до 150м. Спортсмены начинают ускорение, находясь на расстоянии 1,5м друг от друга. Закончив передачу, спортсмен, бегущий сзади, делает ускорение, а в это время спортсмен, принявший палочку, несколько «сбрасывает» скорость, меняясь с партнером местами. При этом спринтеры бегут всю дистанцию строго по одной дорожке.
    - прием и передача эстафеты без отметок. На соревнованиях различные воздействия могут привести к тому, что разметки форы могут передвигаться (нервозность, ветер, другие факторы). Здесь также влияет стартовая скорость принимающего спортсмена. Передача эстафетной палочки без разметок основывается на том, что принимающий спортсмен соразмеряет скорость бега передающего и свою стартовую.
   - прием и передача эстафетной палочки на различных этапах – на входе в вираж, на выходе из поворота. Бег по повороту и центробежные силы затрудняют бег, поэтому передача должна осуществляться с учетом соревновательной ситуации в соответствии с разметкой зон передачи.      
3. Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом:
   - передача эстафеты с партнером. Разбег -  50-60м. Цель передающего – догнать партнера. Когда между спортсменами расстояние становится равным приблизительно 1,5м, подается команда, после чего на последующих двух шагах осуществляется передача. Принимающий занимает стартовую позицию так, чтобы видеть своего партнера и контрольную отметку. Контрольная отметка для каждой пары подбирается индивидуально. При этом учитывается скорость, которую в состоянии развить бегун, несущий палочку, к моменту ее передачи, и способность к ускорению принимающего спортсмена;
   - передача эстафеты несколькими парами одновременно;
   - прием и передача в составе четырех участников на укороченной дистанции 200 метров;
   - прием и передача эстафеты на полной дистанции.

 

 

 

Методическая разработка старшего тренера-преподавателя отделения Легкая атлетика Соломенцева Ивана Егоровича

ТЕМА: Развитие скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров старшего юношеского возраста.

Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом тренеров, спортсменов, исследователей к проблемам спринтерского бега. Становится неоспоримым тот факт, что совершенствование скоростной подготовки – ключ к повышению результатов не только во многих видах легкой атлетики, но и в других видах спорта.

Добиться высоких результатов в беге на короткие дистанции спортсмен сможет лишь в том случае, если в его организме будет обеспечено успешное протекание физиологических и биохимических процессов, соответствующее характеру бега, его скорости и продолжительности на избранной дистанции. Это и определяет требования, предъявляемые к методам тренировки бегунов на короткие дистанции. В системе подготовки бегуна на короткие дистанции одно из ведущих мест занимает физическая подготовка. Достижение спринтерами высокого уровня развития физических качеств определяет их функциональные возможности в беге на короткие дистанции. Вместе с тем, физическая подготовка спортсменов осуществляется в тесном единстве с совершенствованием техники спринтерского бега.

Важное значение в процессе развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции имеет воспитание скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень их развития способствует достижению спортивных результатов. В арсенал современной подготовки бегунов на короткие дистанции входит широкий круг средств и методов, одним из которых является скоростно-силовая подготовка.

В беге на короткие дистанции спортсмен выполняет работу максимальной мощности. При этом предельные усилия повторяются в течение довольно длительного промежутка времени (10 и более секунд в беге на 100 м, 20 и более секунд в беге на 200 м). Бег на короткие дистанции осуществляется в основном за счет анаэробных процессов.

Скоростно-силовые упражнения не только оказывают положительное влияние в смысле совершенствования силы и быстроты, но и формируют рациональную конституцию тела спортсмена, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют становлению техники бега.

Необходимо отметить, что в настоящее время достаточно широко разработана система скоростно-силовых упражнений в различных видах спорта. Опубликовано значительное количество работ, посвященных изучению данной проблемы (Ю. В. Верхошанский, В. В. Кузнецов, А. Н. Воробьев, В. П. Филин и др.).

Данная работа предлагает использовать качественно новый подход в тренировке спортсменов. Применение данного материала служит для увеличения мощности отталкивания и, как следствие, удлинению бегового шага, что в свою очередь ведет к повышению скорости.

  1. Силовая подготовка
  • Приседание со штангой на плечах 6-8 серий в % от веса спортсмена:

80% 5-6 раз – 1 серия

90% 3 раза 1 серия

100% 2 раза – 2-3 серии

110% 2 раза 2-3 серии

120% и выше 1-2 серии

  • Приседание со штангой на плечах на время 6 серий:

30% от веса спортсмена  - 2 серии х6 раз

40% от веса спортсмена  - 2 серии х6 раз

50% от веса спортсмена  - 2 серии х5 раз

  • Выпрыгивание со штангой на плечах из полуприседа 6 серий:

30% от веса спортсмена  - 2 серии х6 раз

40% от веса спортсмена  - 2 серии х6 раз

50% от веса спортсмена  - 2 серии х5 раз

  • Статико-динамическая работа: выпрыгивание со штангой на плечах и жесткой остановкой на 3 сек. в полуприседе и т.д. – 5-6 серий х6 раз

50% от веса спортсмена  - 2 серии х6 раз

60% от веса спортсмена  - 2 серии х6 раз

70% от веса спортсмена  - 2 серии х6 раз

  • Метание снарядов: за голову, вперед, вверх от 5-8 кг 15-20 бросков

 

  1. Прыжковая подготовка
  • Бег на 1 ноге 3-4 х 50 метров на каждой ноге
  • То же через невысокие барьеры (расстояние между барьерами от 7-11 стоп) – 4 серии х7 барьеров на каждой ноге
  • Многоскоки с отягощением от 5-10 кг 3-4 раза х50 метров
  • Прыжки в глубину с плинта с дальнейшим преодолением через предмет 2 серии х8-10 прыжков
  • Прыжки через барьер на 2х ногах с отягощением 3-6 кг 8-10 серий х7 барьеров
  • Прыжковые «шаги» с отягощением (5-10 кг) и без 4-6 серий х60 метров
  • Прыжки с места на предмет (плинт) с отягощением 2 серии х8-10 прыжков

 

  1. Беговая подготовка
  • «Горная работа»: горка 80-100 метров от 5-6` до 10`

Многоскоки в гору 2х40 метров

Прыжковые «шаги» в гору 3х60 метров

Взбегание в гору 4х80 метров

  • Бег с весом («волокушей») от 10-20 кг на 3-4 серии х50 метров
  • Бег с сопротивлением (манжеты, парашют, лебедка) 2 серии по 5-6 пробежек по 40-60 метров
  • Бег с манжетами на ногах – 3-4 раза х60-70 метров
  • Бег с отягощением (пояс, легкая штанга) – 3-4 раза х60-70 метров

Поиск