|
Методические разработкиМетодическая разработка старшего тренера-преподавателя отделения Легкая атлетика Новиковой Ирины Алексеевны ТЕМА: Подготовка эстафетной команды 4х100м. ВВЕДЕНИЕ Эстафетный бег, как тренировочное средство, широко используется в подготовке сильнейших спринтеров мира. Данный вид легкоатлетической программы пользуется большой популярностью у зрителей. Главной предпосылкой для достижения высокого результата в эстафетном беге 4х100 м является умение спортсменов передавать палочку на максимальной скорости. Сложность же заключается в необходимости произвести передачу в ограниченной двадцатиметровой зоне (принимающие эстафету на втором, третьем и четвертом этапах имеют право начинать разбег за десять метров до начала зоны передачи). Практически передача эстафетной палочки должна происходить в момент, когда скорости двух бегунов сравниваются.
ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ Основной аспект в подготовке эстафетной команда состоит в том, чтобы весь тренировочный процесс увязать построить таким образом, чтобы эстафетная работа не мешала готовиться к личному виду бегунов на основной дистанции и чтобы, наоборот, подготовка к своему виду не мешала подготовке эстафетной команды. Тренеры имеют широкие тактические возможности, распределяя спортсменов на этапах в зависимости от их силы и навыков. Так на первый этап лучше ставить специалиста хорошего старта, кто хорошо бегает короткий спринт в 60 метров, на прямом и самом длинном втором этапе хорошо может выступить специалист в беге на 100 метров, на третий этап бывает выгодно поставить специалиста в беге на 200 метров, который хорошо проходит вираж. Обычно принято ставить самого сильного спортсмена на последний этап. Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты. Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются: – показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях; – надежность передачи эстафетной палочки; – согласованность действий партнеров команды; – целостность единого коллектива. Очень важно понять, что эстафета – это гораздо больше, чем бегущие вместе 4 бегуна. Эти четверо должны быть объединены в равнодействующий союз, который в дополнение к быстрому бегу должен сделать гладкую эстафетную передачу. Для достижения этого требуется запланированная упорная работа и сосредоточенность бегунов и тренера. Результат в эстафетном беге 4Х100 метров зависит не только от индивидуальной беговой подготовленности, но и в значительной мере от совершенства и мастерства взаимодействия команды. Нужно учитывать, что совершенствование техники эстафетного бега, должно проводиться в правильном скоростном режиме. Очень важно учитывать, в каком состоянии находится спортсмен: сумел ли он восстановиться от предыдущей нагрузки. Идеально передача палочки происходит тогда, когда скорости двух бегунов сравниваются, а это теоретически происходит на 15-17 метре в коридоре. Это даёт возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость. На основании практического опыта работы было установлено, что для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины «форы». От величины «форы» во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное взаимодействие бегунов в зоне передачи эстафетной палочки. В первую очередь такими показателями являются: При совершенствовании техники взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи необходимо использовать конкретизированные целенаправленные установки, как для передающего, так и для принимающего. Необходимость конкретных установок, определяющих все действия бегунов, продиктована не только ограниченной зоной, но и необходимостью для обоих бегунов управлять своими действиями на высоких скоростях в Для совершенствования технических действий и создания высокой надежности взаимодействия бегунов в зоне передачи за счет уменьшения или увеличения «форы» искусственно создавать экстремальные ситуации в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки, с целью моделирования всех действий обоих бегунов. Для этого на специально-подготовительном и соревновательном этапах подготовки один раз в неделю «проигрывать» в парах передачу эстафеты за счет разной скорости принимающего и передающего бегуна с коротких отрезков. 1 вариант: за счет максимальной скорости бега обоих бегунов. Специфика эстафетного бега предъявляет ко всем бегунам повышенные требования как к физическому состоянию, так и к выполнению ряда сложных технических приемов в процессе передачи эстафетной палочки. И прежде всего: Рассмотрим основные виды передачи эстафеты, их преимущества и недостатки. Критериями для предпочтения того или иного варианта техники могут служить: длина дистанции, пробегаемая спортсменами, а также то, насколько удобно принять - передать эстафетную палочку. Существует два основных способа передачи палочки. В первом случае палочка передаётся сверху-вниз в открытую ладонь (так обычно передают сборные США) и снизу-вверх (сборная СССР, России). При технике «сверху-вниз» несколько выше вероятность потерять палочку при передаче, при технике «снизу-вверх» при перехватывании от этапа к этапу может «кончиться» длина палочки и на последнем этапе возникнут проблемы с передачей. Наиболее распространённая ошибка, которая приводит к дисквалификации команды — передача палочки за пределами коридора. При потере палочки спортсмен может подобрать её и продолжить дистанцию с того же места, где он её покинул, и не должен за счёт этого сокращать дистанцию. При оптимальной технике передачи результат в эстафетном беге у высококвалифицированных бегунов должен быть на 2,50 -3,00 сек. (доктрина В.Маслакова) лучше, чем сумма результатов 4 бегунов в беге на 100 метров, показанных каждым из участников эстафеты. Этот показатель для контроля эффективности эстафетной техники должен быть незыблемым. Я, как тренер, готовлю эстафетную команду Шиловского района юношей с 2008 года. На Спартакиаде учащихся Рязанской области 23 мая 2009 года команда юношей заняла 3 место. Там же все участвовали в беге на 100 м. Результаты спортсменов: А.Власкин – 11,8; Р.Соболев – 12,5; А.Тимофеев – 12,5; М.Мохначев – 12,8. В сумме их личные результаты составили 49,6сек. Итоговый результат в эстафетном беге был 46,5сек., т. е. – 3,1 сек. Идеально! Проведено было 12 тренировок. Я считаю, что выигрыш времени в эстафете происходит не только за счёт бега сходу, но и потому, что при передаче появляется “свободное пространство” (примерно 1,00 м – 1,3 м) за сёт того, что спортсмен, передающий палочку, вытягивает руку вперёд, а принимающий отводит руку назад.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА 1. Подготовительные упражнения для тренировки в эстафетном беге 4х100м:
Методическая разработка старшего тренера-преподавателя отделения Легкая атлетика Соломенцева Ивана Егоровича ТЕМА: Развитие скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров старшего юношеского возраста. Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом тренеров, спортсменов, исследователей к проблемам спринтерского бега. Становится неоспоримым тот факт, что совершенствование скоростной подготовки – ключ к повышению результатов не только во многих видах легкой атлетики, но и в других видах спорта. Добиться высоких результатов в беге на короткие дистанции спортсмен сможет лишь в том случае, если в его организме будет обеспечено успешное протекание физиологических и биохимических процессов, соответствующее характеру бега, его скорости и продолжительности на избранной дистанции. Это и определяет требования, предъявляемые к методам тренировки бегунов на короткие дистанции. В системе подготовки бегуна на короткие дистанции одно из ведущих мест занимает физическая подготовка. Достижение спринтерами высокого уровня развития физических качеств определяет их функциональные возможности в беге на короткие дистанции. Вместе с тем, физическая подготовка спортсменов осуществляется в тесном единстве с совершенствованием техники спринтерского бега. Важное значение в процессе развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции имеет воспитание скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень их развития способствует достижению спортивных результатов. В арсенал современной подготовки бегунов на короткие дистанции входит широкий круг средств и методов, одним из которых является скоростно-силовая подготовка. В беге на короткие дистанции спортсмен выполняет работу максимальной мощности. При этом предельные усилия повторяются в течение довольно длительного промежутка времени (10 и более секунд в беге на 100 м, 20 и более секунд в беге на 200 м). Бег на короткие дистанции осуществляется в основном за счет анаэробных процессов. Скоростно-силовые упражнения не только оказывают положительное влияние в смысле совершенствования силы и быстроты, но и формируют рациональную конституцию тела спортсмена, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют становлению техники бега. Необходимо отметить, что в настоящее время достаточно широко разработана система скоростно-силовых упражнений в различных видах спорта. Опубликовано значительное количество работ, посвященных изучению данной проблемы (Ю. В. Верхошанский, В. В. Кузнецов, А. Н. Воробьев, В. П. Филин и др.). Данная работа предлагает использовать качественно новый подход в тренировке спортсменов. Применение данного материала служит для увеличения мощности отталкивания и, как следствие, удлинению бегового шага, что в свою очередь ведет к повышению скорости.
80% 5-6 раз – 1 серия 90% 3 раза 1 серия 100% 2 раза – 2-3 серии 110% 2 раза 2-3 серии 120% и выше 1-2 серии
30% от веса спортсмена - 2 серии х6 раз 40% от веса спортсмена - 2 серии х6 раз 50% от веса спортсмена - 2 серии х5 раз
30% от веса спортсмена - 2 серии х6 раз 40% от веса спортсмена - 2 серии х6 раз 50% от веса спортсмена - 2 серии х5 раз
50% от веса спортсмена - 2 серии х6 раз 60% от веса спортсмена - 2 серии х6 раз 70% от веса спортсмена - 2 серии х6 раз
Многоскоки в гору 2х40 метров Прыжковые «шаги» в гору 3х60 метров Взбегание в гору 4х80 метров
|
|